Президент Российской Ближневосточной Ассоциации: «Армянские эмоции» никого не волнуют
Как страны региона видят ситуацию после завершения войны в Карабахе? Заметно сближение между Ираном и Турцией, о чем сказал глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф в Стамбуле. Иранский министр иностранных дел в ходе своей поездки по региону сделал множество примечательных заявлений. В Баку он поздравил Азербайджан с освобождением земель, что не понравилось Еревану. Кроме того, стало известно о том, что в Тегеране состоится саммит глав Ирана, Турции и Азербайджана, а Анкара вновь подтвердила планы расширить, после окончания Отечественной войны в Карабахе, сотрудничество в шестистороннем формате — Россия, Азербайджан, Турция, Иран, Грузия, Армения.
Сегодня новые реалии региона для Media.Az комментирует президент Российской Ближневосточной Ассоциации Мурад Садыгзаде:
— Давайте начнем с Азербайджана. Страна повысила свой рейтинг, показав, что имеет сильную армию, которая может четко выполнять поставленные задачи. В целом, Азербайджан смог в рамках международного права решить проблемы, связанные с территориальной целостностью. Есть и внутренний момент: еще больше укрепилась поддержка власти в лице Президента Ильхама Алиева. Появилось и большее поле для маневра, позволяющее проводить политические и экономические реформы, поднять уровень жизни населения и определить вектор развития на многие годы вперед. Так что Азербайджан, несмотря на провокации с армянской стороны, извлекает максимум из победоносной войны.
Теперь об Армении. Эта страна находится в стадии углубляющейся нестабильности. Произошла сильная поляризация армянского общества. Население разочаровано политикой властей, хотя это не вина премьера Никола Пашиняна, нынешний кризис закладывался еще со времен обретения страной независимости. Оккупация азербайджанских территорий на самом деле была невыгодна Армении как с точки зрения международного позиционирования, так и с точки зрения социально-экономических перспектив страны. Только готовность Еревана выйти на прямой и плодотворный диалог с Баку позволит избежать дальнейших проблем. А иначе в Армении не исключена даже гражданская война, причиной которой станет не только недавнее поражение, но и ухудшающееся экономическое положение.
Что касается Грузии, то ситуация здесь не совсем однозначная. Для Тбилиси положительными моментами стали нейтралитет, который заняла страна во время войны в Карабахе и восстановление территориальной целостности Азербайджана. По этим же причинам отношения Тбилиси и Еревана не самые теплые.
Теперь что касается региональных держав — Турции, России и Ирана. Можно сказать, что Россия и Турция показали небывалый уровень взаимодействия, доказали всем, что умеют договариваться и выполнять свои обязательства. Карабах стал одним из таких моментов. Для Москвы было важно еще раз подтвердить свой статус «гаранта стабильности» в близлежащих регионах. Анкара же продемонстрировала позитивный вклад в урегулирование конфликта и свою особую поддержку Азербайджану. Дополнительный момент — увеличение сплоченности турецкого общества, которое было рядом с азербайджанским народом. Другой бонус для Турции — ее техника, которая использовалась в войне. Это повысило интерес в мире к военно-промышленному комплексу Турции.
И для Ирана все складывается позитивно, хотя не настолько, как хотелось бы ИРИ. Тегеран долгое время соблюдал нейтралитет, но при этом нейтралитете зачастую поддерживал Ереван. Не на словах, ведь официальные лица Ирана всегда поддерживали территориальную целостность Азербайджана. Но на практике мы видели другую картину, когда, согласно различным сообщениям, через иранскую границу в Армению попадало вооружение. Иранские компании действовали на оккупированных азербайджанских территориях. Но, судя по последним контактам между Баку и Тегераном, можно сказать, что отношения выходят на новый уровень, страны готовятся к плодотворному сотрудничеству.
При участии России, Турции и Азербайджана разрабатываются различные экономические проекты — торговые маршруты, транспортные коридоры, в которые будут вовлечены и Иран, и другие страны региона. Экономическое сотрудничество — это очень позитивно.
— Давайте вернемся к Ирану, который, судя по всему, внимательно следит за развитием ситуации и пытается разобраться. Стоит вспомнить, что еще и по Каспию был прорыв: между Азербайджаном и Туркменистаном подписан меморандум по месторождению, которое ранее считалось спорным…
— Безусловно, в Тегеране внимательно отслеживают ситуацию, иначе и быть не может, ведь у ИРИ есть прямая граница с Азербайджаном. Соглашение между Баку и Ашхабадом по месторождению «Достлуг» — позитивное событие для Азербайджана и Туркменистана. Правда, оно не очень отвечает экономическим интересам Ирана.
Впрочем, с приходом новой администрации США во главе с Джо Байденом, ИРИ может получить возможность полноценно участвовать в международной экономической деятельности, подключаться к энергетическим проектам с участием Азербайджана, Турции и Туркменистана. Пока же ситуация неопределенная, до конца не ясно как поменяется позиция Вашингтона по отношению к Тегерану. Не стоит забывать и про президентские выборы в Иране, которые должны пройти летом этого года. Если победит консервативный блок, то потепления с международным сообществом ждать не стоит, санкции против страны только усилятся.
Хочу добавить, что Иран считает себя региональной державой и очень хочет, наряду с Россией и Турцией, активно участвовать в процессах, связанных с Карабахом. Для Тегерана это важно, чтобы защитить свои интересы.
— Начинает свою работу Российско-турецкий мониторинговый центр в Карабахском регионе. Судя по заявлениям, звучащим из Еревана, это вызывает напряжение в Армении. Насколько успешной будет работа этого центра и насколько она важна?
— Да, у Армении этот центр может вызывать любые эмоции. Но на самом деле никого из действующих сторон это не волнует. Эта страна вышла из конфликта проигравшей стороной во всех смыслах. Армянские власти подписали акт о капитуляции, хотя окончательно в Ереване это признавать не хотят. Сейчас всем нужна стабильность, реваншистские настроения в Армении никому не нужны. Работа Центра будет успешной, мы видим взаимодействие России и Турции не только по Карабаху, но и по Ливии, Сирии. Москва и Анкара, как я уже говорил, добросовестно выполняют свои договоренности.