В своем традиционном годовом обзоре британский нефтегигант BRiTish PetroIeum (ВР) пишет, что влияние ко- ронавируса на мировую экономику и на спрос на нефть будет длительным. Что касается спроса на нефть, то, судя по нынешним нефтяным котировкам, он превышает предложение. Да, дефицита нефти на рынке не наблюдается, но и переизбытка не видно. Своеобразный баланс помогает удерживать цену на «черное золото», приемлемую для экспортеров, но не совсем приемлемую для импортеров. По крайней мере свое недовольство ростом нефтяных фьючерсов высказывали недавно США, а на днях примерно с тех же позиций выступил и Китай — крупнейший импортер энергоносителей в мире.
Так, Пекин пытается сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке и повысить рентабельность переработки. Власти оказывают давление на независимые нефтеперерабатывающие компании с целью сократить спрос на импортное сырье в ближайшие месяцы и сдержать рост мировых цен на нефть. И если США и Китай объединят свои усилия по недопущению дальнейшего роста мировых цен на этот энергоресурс, то противостоять этому будет сложно не только ОПЕК, но и ОПЕК+.
Впрочем, из-за возникших разногласий внутри картеля стоимость нефти уже начала падение. Мировые цены на нефть умеренно снизились в понедельник утром на неопределенности перспектив сделки ОПЕК+, свидетельствуют данные торгов. Как передают СМИ, по состоянию на 8.59 (по бакинскому времени) цена сентябрьских фьючерсов на Brent снижалась на 0,19% — до 75,42 доллара США за баррель, августовских фьючерсов на WTI — на 0,12%, до 74,47 доллара США за баррель.
Альянс ОПЕК+ на двух встречах в начале июля не смог согласовать дальнейшие условия сделки из-за непреклонной позиции Объединенных Арабских Эмиратов. Третья встреча была отменена, а новая пока не назначена. Квоты пока сохраняются на текущих уровнях. «Неопределенность охватила рынок после того, как ОПЕК+ зашел в тупик по поводу будущего увеличения добычи. Отсутствие единства в группе представляет собой реальный риск в среднесрочной перспективе”, — прокомментировали аналитики газете WaIIStreet Journal. Определенное давление на нефтяные котировки оказывает также наметившаяся коррекция курса доллара вверх. Индекс доллара (курс доллара к корзине валют шести стран — основных торговых партнеров США) растет на 0,07%, до 92,19 пункта.
Напомним, что члены ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, а также партнеры этой организации, включая Россию, 1 июля обсуждали возможность увеличения объемов добычи нефти до 400 000 баррелей в месяц начиная с августа 2021 года. Такой шаг мог бы позитивно отразиться на мировой экономике, постепенно восстанавливающийся после упадка, вызванного пандемией коронавируса. При этом Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) добивались права на более высокий уровень добычи, однако Саудовская Аравия не соглашалась на это. Большинство из 25 государств-членов ОПЕК+ в условиях масштабного распространения «дельта’-варианта коронавируса в мире пока не решаются на подобного рода послабления.
Да, и в целом некоторые нефтяные аналитики задаются вопросом, а не торопиться ли ОПЕК+ с повышением добычи сырья? Как бы в погоне за нефтедолларами не угодить в западню, заготовленную американцами! Дело в том, что именно нынешний уровень добычи позволяет так или иначе сдерживать падение нефтяных котировок и, соответственно, обеспечивать рост. Как поведет себя рынок после еще большего увеличения добычи — никто не берется судить. Неужели нефтедобывающие государства забыли, с чем они столкнулись в начале пандемии, когда Китай из- за закрытия тысяч свои предприятий резко уменьшил закупку нефти? Зачем опять испытывать судьбу? А ведь, как мы сказали выше, Китай не устраивает нынешний скачок нефтяных тарифов — Поднебесная вновь может прибегнуть к уже использованной на заре пандемии тактике. К тому же нельзя забывать, что и у Америки всегда в запасе имеются пара-тройка рычагов давления — как на ведущих членов картеля, так и в целом на нефтяные котировки. И как бы в случае использования этих механизмов давления не пришлось в очередной раз собраться картелю, но теперь вместо увеличения добычи обсуждать ее сокращение. То есть жадность и стремление использовать момент для продажи больших объемов «черного золота» и приумножить нефтедоллары могут сыграть злую шутку с ценами на нефть.
И вообще, кто сказал, что пандемия закончилась и больше не будет влиять на нефтяную ценовую составляющую? Не зря чуть выше мы упомянули о возможном распространении по миру «дельта»-вари- анта коронавируса. Не только Всемирная организация здравоохранения, но и компании- производители вакцин не могут дать стопроцентную гарантию защиты от «дельты» и других штаммов путем использования их препаратов Не зря все больше государств склоняются к ревакцинации. Другими словами, не исключено что страны вновь могут прибегнуть к локдаунам, включая и полное закрытие границ.
Упадет ли в этой связи спрос на нефть? Вероятнее всего! В нынешней ситуации, как нам кажется, важнее увеличения добычи нефти и роста ее цены является «нефтяное умиротворение» или, если хотите, «успокоение» Китая и США. Если за океаном решат увеличить количество буровых установок и выбросить на рынок, как это не раз бывало и раньше, энное количество дешевой нефти, а Поднебесная сократит ее экспорт, то. как говорится, пиши пропало — обвал нефтяных цен будет обеспечен.
В силу известных непростых отношений между Вашингтоном и Пекином, торговых и пошлинных войн между ними трудно себе представить создание некого тандема США-Китай, направленного против политики ОПЕК+ по росту нефтяной цены. Но чем черт не шутит! К тому же и влияние Вашингтона на ближневосточные нефтяные монархии нельзя сбрасывать со счетов. И Саудовская Аравия, и Объединенные Арабские Эмираты, и Кувейт, и другие не прочь выполнить любое указание дяди Сэма.
Не секрет, что геополитика и нефть тесно переплетаются. А если быть точнее, геополитика в последние годы доминирует над энергетикой. А потому немудрено, что США посредством своих арабских вассалов в любой момент могут использовать нефтяную ценовую политику для достижения собственных геополитических задач.
Сегодняшние нефтяные котировки, как уже отмечалось, вполне приемлемы для всех нефтеносных стран. Подвергать риску нынешнюю благоприятную нефтяную конъюнктуру будет непростительной ошибкой для ОПЕК и альянса ОПЕК+. Ведь в результате можно прогореть и потерять все!