Дилемма Зеленского: территории или мир?
Экспертные мнения на Caliber.Az

Украина может согласиться на самую тяжелую уступку требованиям России для завершения войны — отказаться от территорий в Донецкой области, сообщает The Atlantic со ссылкой на двух советников президента Владимира Зеленского. Чтобы придать легитимный статус компромиссу, в Киеве рассматривают возможность проведения референдума весной: на нем украинцам могут предложить проголосовать за или против мирного плана, включающего территориальные уступки, пишет издание.
По словам источников The Atlantic, глава Офиса президента Кирилл Буданов консультируется с советниками о юридических и практических аспектах возможного вывода войск из Донбасса. Они ищут способы сделать так, чтобы российские войска не вошли на оставленные территории, и убедить людей принять такую сделку, сказал один из собеседников.
Сам Зеленский в интервью The Atlantic подтвердил, что референдум может состояться одновременно с президентскими выборами. Но это должна быть хорошая сделка, настаивает он.
Главный шаг к миру — это гарантии безопасности со стороны США и Европы, которые защитят Украину от возможного нападения России в будущем, подчеркивает Зеленский. В противном случае любое перемирие будет бессмысленным в глазах многих украинцев, потому что оно лишь даст возможность России подготовиться к новому вторжению, объясняет он.
Последний раунд российско-украинских переговоров в Абу-Даби закончился без прогресса по территориальному вопросу. Москва также не демонстрирует публичной готовности принять размещение на украинской территории европейских войск. Но украинцы чувствуют, что время на исходе, пишет The Atlantic.
Итак, насколько похожа на правду информация о том, что Украина может согласиться на отказ от территорий в Донецкой области ради завершения войны? При каких условиях это может стать реальностью? И есть ли какие-то гарантии того, что даже если Киев сделает это, то через некоторое время Россия не возобновит войну против Украины?
Своими оценками на этот счет поделились с Caliber.Az известные зарубежные политические обозреватели.

Российский политолог, социолог, доктор экономических наук, сооснователь и ведущий эксперт Европейского центра анализа и стратегий (Никосия, Кипр) Владислав Иноземцев отметил, что трудно судить, насколько похожа на правду информация, что Киев готов согласиться на такие условия, но, на его взгляд, это было бы вполне разумно.
«Я ещё с 2014 года и в России, и в Украине, и на Западе говорил о том, что гораздо лучше отказаться от определённой части территории и при этом получить жёсткие гарантии западных стран относительно территориальной целостности новой Украины. Это включает решения, связанные со вступлением в Европейский Союз, принятием в НАТО или чем-то подобным, что лучше, чем продолжать антитеррористическую операцию или войну. Мне всегда казалось, что обмен территорий на мир и интеграцию в западные структуры — самый правильный подход. В конце концов, всегда можно переписать конституцию по образу ФРГ, когда ГДР считалась временно отторгнутой территорией и признавалось право восточных земель вернуться в состав единой Германии», — пояснил доктор.
Если это будет сделано, то, безусловно, станет положительным моментом, считает он.
«Главный вопрос заключается в том, в какой мере западные союзники Украины смогут обеспечить гарантии её безопасности — именно вокруг этого сейчас идёт основная дискуссия по мирному договору. Необходимо, чтобы гарантии были действительно серьёзными и обязывающими.
Что касается того, сможет ли Россия снова начать войну, я убеждён, что она постоянно будет хотеть это сделать, так как задача Путина — захватить всю Украину и уничтожить её как субъект международного права. Главный вопрос в том, сможет ли она себе это позволить: ущерб для России в случае возобновления агрессии должен быть настолько значительным, чтобы он удерживал её от начала войны.
Такие условия в принципе возможны, потому что даже решение 2022 года о полномасштабной агрессии принималось в Кремле без учёта последующих событий. Никто не предполагал, что война будет такой долгой, что Украина выстоит при поддержке Запада и что будут введены такие масштабные санкции. Поэтому, если война закончится на тех или иных условиях, снова начать её будет практически невозможно», — полагает Иноземцев.

Глава фонда «Українська політика», аналитик и историк Константин Бондаренко видит сложность ситуации в том, что сегодня Зеленский оказался меж двух огней.
«США требуют от него согласиться на условия России (в том числе относительно передачи территорий Донецкой области). Европа требует продолжения боевых действий (в последнее время европейские политики четко говорят: если Украина выйдет из войны, европейцы столкнутся с угрозой войны с Россией). Окружение Зеленского разделилось во мнении. Сам Зеленский больше склоняется к позиции Европы.
Понятно, что в таких условиях говорить о готовности Киева передать оставшуюся часть Донбасса под контроль Российской Федерации и вывести оттуда украинские войска не приходится. Но Зеленский не может сказать четкое «нет» Трампу: США, хотя и не помогают финансово, но предоставляют очень ценные разведывательные данные и компоненты к системам ПВО. К тому же строптивость Зеленского может привести к полной поддержке России со стороны США», — разложил ситуацию историк.
Именно по этой причине, говорит он, Зеленский продолжает лавировать: он предлагает провести референдум по вопросу территорий (хотя согласно законам Украины проводить референдум, касающийся территориальной целостности, запрещено), говорит о гарантиях безопасности, о точной дате принятия в ЕС, о «свободной экономической зоне» и т. д., но не о выводе войск с Донбасса.
«Последнее заявление Зеленского касается того, что «на этой территории проживают 200 тысяч украинских граждан, и мы оттуда никуда не уйдем». Правда, Зеленский забывает сказать, сколько жизней украинских граждан будет стоить попытка удержать эту территорию.
На сегодняшний день все предложения Зеленского (в том числе и относительно ввода иностранного контингента) указывают только на готовность продолжать войну, но не на готовность к переговорам о мире.
Относительно гарантий неповторения вооруженного конфликта: в современном мире существует только одна гарантия – добрососедские отношения с тем или иным государством. Остальные гарантии являются более чем условными», – считает Бондаренко.



